Методы семейного воспитания детей

Методы воспитания детей в семье у каждого свои. Еще совсем недавно под методом развития понимали подгонку под неподвижный и незыблемый стереотип любыми средствами и любой ценой. Воспитывать детей — непростая задача.

Раньше под лозунгом воспитательной работы страх делали главным средством воздействия. Телесные наказания были обычным явлением и в школе, и дома. Образ сурового нетерпимого учителя с тростью или кожаным ремнем для непослушных детей и сегодня не изгладился из памяти многих людей.

В таких условиях управляет грубая сила, и в зародыше подавляется любая попытка понять детскую психологию.

Целью каждого родителя является понимание, как правильно воспитать ребенка в лучших традициях, научить тому, что важно знать и уметь в жизни, передать свой опыт. Каждый родитель имеет свои особенности воспитания детей тем методом, который он считает лучшим.

Какие бывают методы?

На метод воспитания детей оказывают влияние многие факторы, такие как характер и воспитанность самого взрослого, его образование, а также уровень культуры человека, национальность, вероисповедание, особенности воспитания детей в окружающей среде.

Психологи разделили методы воспитания на отдельные группы. Деление это, конечно же, условное. Но не все методы воспитания ребенка могут помочь достичь своей цели — развить достойного, социально адаптированного члена общества. Иногда результат может быть прямо противоположным. Основные методики воспитания детей представлены ниже.

Методы семейного воспитания детей

Существует метод сурового воспитания. Такой психологический метод еще можно назвать диктаторским или авторитарным. Он является самым древним из всех способов.

Когда-то самым правильным воспитанием считалось требование полного и беспрекословного подчинения. Нужно сказать, что это перенималось из государственного строя того времени.

Практически во всех государствах управлял диктатор, которому народ поклонялся и подчинялся.

Правильное воспитание детей в семье заключалось в том, что устанавливались правила, которым должен был следовать воспитанный ребенок. Если он смел отступить от этих правил, то его ждало наказание, которое заключалось в унижении или даже побоях.

Правила воспитания детей при данном методе очень жесткие. То, что хочет ребенок, все его чувства полностью игнорировались. Это приводило к тому, что человек вырастал агрессивным или, напротив, безвольным, его самооценка была сильно занижена.

Методика воспитания детей, основанная на вседозволенности и потакании, абсолютно противоположна суровому воспитанию. Здесь на первом месте то, что хочет ребенок. Взрослые готовы на все, лишь бы угодить своему любимому чаду.

Методы семейного воспитания детей

Но и этот метод также не принесет пользы, так как в силу отсутствия опыта ребенок еще не может отличить хорошее от плохого. Воспитанные таким образом люди тяжело адаптируются в социуме, так как свои интересы они ставят превыше всего.

Уважительные взаимоотношения (авторитетные). Такой метод очень демократичен и гармоничен. Он заключается в уважительном взаимодействии родителей и детей. Основные средства воспитания — наличие в семье определенных правил, следовать которым должны все, но без страха наказания.

Взрослые своим поведением должны быть во всем примером для своих детей. Как воспитать самостоятельного ребенка? Необходимо прекратить все делать за него, даже если он часто совершает ошибки в своих действиях. Развивать самостоятельность у малыша нужно уже в первый год жизни.

Метод безразличного и безответственного развития. При таком методе родители вообще не занимаются воспитанием своих чад. Им все равно, чем дети занимаются и как проводят свободное время.

Следуя любой методике воспитания детей в психологии, это недопустимо. В результате взрослые совершенно отдаляются от детей. В такой семье малыши растут несчастными.

Они всегда будут чувствовать эту ненужность, что привет к одиночеству и отчуждению.

Психология воспитания детей в семье по методу сближения подразумевает неразрывную связь между родителями и их чадами. Родители много времени проводят с детьми, понимают и предугадывают их потребности. Такие средства развития делают из детей и взрослых единомышленников. Наказания в семье не используют.

Какой метод воспитания выбрать?

Как правильно воспитать ребенка? На практике часто случается, что реальность семейной жизни с детьми далеко отстоит от тех гармоничных отношений, которые первоначально рисовались родителями.

В такие моменты полезно вспомнить, что перед детьми лежит долгий путь, который им предстоит пройти самим, и на пути к зрелости будут приняты такие решения, которые необязательно отвечают ожиданиям родителей.

Желанный воспитанный ребенок в семье, разве это не чудо? Взрослые ждут его появления, готовятся к встрече с ним, мечтают о том, каким он станет. Всегда ли мечты сбываются? Отцы и матери желают своему малышу только добра, и в этом все родители схожи, но в выборе методов воспитания нетрудно выявить абсолютное различие.

Одни считают, что ребенок должен быть сытым и одетым, а все остальное появится само собой, другие во всем потакают своему малышу, третьи берут на вооружение запреты, четвертые балансируют между потаканиями и запретами, пятые используют советы по воспитанию детей от своих родителей.

Какой же путь выбрать, как воспитать малыша, и есть ли ориентиры для выбора этого пути? Проблемы воспитания детей в семье беспокоят многих.

Не будем лукавить и признаем, что не в каждой семье удается выстроить доверительные отношения со своим чадом, распространенные средства воспитания — ремень, строгие ограничения.

Чаще всего в таких семьях все сводится к приказам, понуканиям, предостережениям, обвинениям, захваливаниям, даче готовых решений или переводу все в шутку.

Малыши от такого способа общения становятся хилыми и в нравственном, и в физическом смысле.

Методы семейного воспитания детей

Но есть родители, все действия которых идут вразрез с ранее перечисленными методами. Они изначально родительское право меняют на право дружбы.

Они ничего не навязывают своим детям, не прокладывают им дорогу, а постигают своего ребенка, вслушиваются и всматриваются в его внутренний мир, выискивают его одаренность и недостатки.

В таком случае родители воспитывают своих чад личностно ориентированным способом общения.

Основные ошибки

Известно, что многие проблемы малыша порождаются болью, обидой или страхом. Что делают в таких случаях взрослые? Естественно, утешают, уговаривают и т.п. А некоторые вместо этого внимательно вслушиваются в детскую проблему, в доверительных беседах не позволяют ему оставаться наедине со своими переживаниями, добиваясь чудодейственных результатов.

Ибо четко обозначенные проблемы правильно воспитанный ребенок легче преодолевает и находит свой путь их разрешения. Поэтому не стоит удивляться, что развитие и воспитание ребенка в семье с такими принципами проходит легко. Если родителям не нравится поведение чада, они делают ему замечание от первого лица, говоря о своих чувствах, а не о его действиях.

Методы семейного воспитания детей

Такие принципы воспитания детей напоминают процесс выращивания культур на грядках приусадебного участка. Ведь только сорняки не нуждаются в уходе и растут, не взирая ни на почву, ни на климатические условия. Как воспитать ребенка правильно? Выращивание культурных растений сопровождается уходом и пестованием. Пестовать — это значит любить, понимая и уважая.

Семейное воспитание детей родителями должно осуществляться без насилия. Родительский контроль должен быть строгим, но без использования грубой силы и жестких наказаний. Дети и воспитатели должны доверять друг другу.

Малыш не должен бояться посоветоваться с отцом или матерью по любому вопросу. Советы родителям по воспитанию детей дают многие: бабушки, дети, учителя, соседи, посторонние люди.

Однако решать, как правильно воспитывать ребенка, как учить его принимать правильные решения, должны сами родители. Ведь именно они несут за это ответственность.

Развитие ребенка в неполной семье

Как правильно воспитать ребенка в неполной семье? Вырастить достойного человека в такой ситуации — особенно сложная задача. Ведь родителю необходимо суметь стать для малыша и отцом, и матерью.

Воспитание в семье, где один отец и нет матери, часто происходит по суровому методу. Следует понимать, что данная схема позволит вырастить послушного, но очень неуверенного в себе малыша.

Повзрослев, ему будет очень сложно научиться принимать самостоятельные решения.

Методы семейного воспитания детей

Очень важно научиться вовремя осознавать свои ошибки, читать статьи о воспитании детей, высказывания профессионалов о том, как воспитывать их правильно, а при необходимости обращаться за квалифицированной помощью. Вовремя полученные и использованные советы психолога по воспитанию детей способны кардинально изменить жизнь малыша к лучшему.

  • Методы семейного воспитания детей
  • Методы семейного воспитания детей
  • Методы семейного воспитания детей
  • Методы семейного воспитания детей

Источник: https://roditeliz.ru/family/metody-vospitaniya-detey-v-seme-pravilno.html

46. Методы воспитания детей в семье

Выбор
методов воспитания родителями зависят
от того, на что направлено воспитание.
Одни хотят видеть своего ребенка эталоном
послушания, другие – интеллектуалом,
третьи направлены на развитие творческих
способностей, сколько семей, столько
направлений и особенностей воспитания.

Сами методы не имеют принципиального
отличия от общеизвестных педагогических
методов, применяемых в общеобразовательных
и детских дошкольных учреждениях, но
обладают своей спецификой. Главной
отличительной особенностью семейного
воспитания является индивидуальность.

Родители имеют возможность максимально
учесть психические особенности своего
ребенка, его здоровье и физическую
развитость, готовность к восприятию,
настроение и эмоциональное состояние.

Другое
отличие состоит в особенностях личностей
самих родителей, их воспитанности,
понятий о нравственности и морали,
осведомленности в вопросах воспитания
детей, целей и стиля отношений в семье.

Одни
и те же методы в разных семьях могут
иметь различный характер.

Например, в
одной семье наказанием считается
понимание ребенком того, что он совершил
плохой поступок и его переживания по
этому поводу, а в другой – наказание –
это лишение какого-либо удовольствия.

В одних семьях поручение – это признак
доверия и признания определенных
достижений ребенка, а в других – поручение
принимает форму наказания.

Методы
и средства воспитания в семье многочисленны
и разнообразны, среди наиболее общих
методов, регулярно применяемых практически
в каждой семье убеждение, поощрение,
наказание, разъяснение, личный пример.

Существуют
некоторые общие условия, от которых
зависит выбор тех или иных методов
воспитания детей: знание особенностей
ребенка, личностные особенности
родителей, наличие совместной деятельности,
педагогический уровень родителей.
Рассмотрим их более подробно.

Знание
родителями собственных детей вовсе не
является непременным атрибутом
современной семьи, в связи с этим
возникают серьезные недостатки в
воспитании, имеющие зачастую плохие
последствия не только для ребенка, но
и для людей. Его окружающих.

Некоторые
родители не знают и не стремятся узнать
об интересах и увлечениях своих детей,
об их круге общения, местах посещения.
Многие матери и отцы считают своим
долгом в воспитательном отношении
контролировать учебный процесс и
наказывать за плохую успеваемость и
плохое поведение.

В реальности же такие
действия вовсе не имеют воспитательного
эффекта, дети чувствуют истинное
отношение к ним родителей, и отсутствие
заинтересованности в их жизни они учатся
использовать по-своему, родители
постепенно теряют свой авторитет и дети
вынуждены искать его в другом месте,
что часто приводит к неправильному
выбору, аморальной системе ценностей,
складывающейся у ребенка. Часто такие
дети становятся преступниками и
общественными нарушителями. Искренняя
заинтересованность родителей в жизни
и деятельности детей, совместная
деятельность эмоционально сближает
их, создает атмосферу доверия,
сотрудничества, взаимопомощи,
взаимопонимания и поддержки. Дети, при
таком отношении, ощущают свою ценность
для родителей, а родители имеют возможность
мягко и, вместе с тем эффективно, оказывать
влияние на своего ребенка в положительном
направлении.

Личностные
особенности родителей, их опыт, характер
отношений в семье во многом определяет
выбор методов воспитания.

Родители с
богатым и разнообразным жизненным
опытом часто используют в воспитательных
целях личный пример, рассказывают
истории из собственной жизни, наглядно
демонстрируют последствия тех или иных
действий и поступков. Такие родители
склонны к использованию метода приучения.

Наличие
совместной деятельности создает
разнообразную почву для общения и
возможность использовать наиболее
разнообразные и действенные методы.

Многие родители совершают с детьми
совместные прогулки, во время которых
много разговаривают, обсуждают увиденное,
у них появляются традиционные места
прогулок. Некоторые семьи совместно
посещают театры, музеи, выставки и т. д.

,
это развивает эстетическую сторону
человеческой личности, а родители имеют
возможность привить детям понятие
прекрасного, узнать их вкусы, склонности
в области искусства. Есть семьи, которые
практикуют совместное творчество,
занятия спортом, музыкой.

При этом у
родителей и детей появляются совместные
интересы, хобби, что так же может служить
опорой для воспитания, а, кроме того,
является полезным и интересным способом
проведения досуга. Все это сближает
детей и родителей и благотворно
сказывается на воспитании.

Образованность
и степень осведомленности родителей в
области педагогики имеет огромное
значение в воспитании детей, выборе
методов и средств воспитания. Практика
показывает, что в семьях образованных
людей дети вырастают лучше воспитанными,
имеют больше предпосылок к полноценной
взрослой жизни и самореализации.

Изучение
родителями основ педагогики часто
меняет их взгляды на этот процесс и
отношение к ребенку, родители начинают
уделять этому вопросу больше внимания,
знания вопросов воспитания помогает
им охватить все сферы развития человека
и выбрать наилучшие методы для каждого
конкретного случая с учетом индивидуальных
особенностей их семьи и ребенка.

Источник: https://StudFiles.net/preview/7219744/page:46/

Методы семейного воспитания: как вырастить хорошего человека?

Воспитание ребенка в основном происходит в семье. Родителей, близких родственников и особый домашний микроклимат не сможет заменить даже самая элитная школа с опытнейшими психологами.

Дети это чувствуют, самой большой потерей для них является утрата родителей, поэтому действенными, но жесткими для непослушного ребенка являются угрозы быть помещенным в интернат на перевоспитание.

Методы семейного воспитания – это сочетание поощрения и наказания, кнута и пряника.

Методами воспитания называют способы, с помощью которых проходит направленное педагогическое влияние на поведение, а также сознание ребенка. Способы воздействия несут отпечаток личности родителей, поэтому для каждого папы или мамы есть свои пределы влияния на своего ребенка. Рассмотрим детальнее основные пути воздействия на подрастающую личность.

Методы семейного воспитания – это способы воспитательных воздействий и взаимодействий родителей с детьми, направленные на развитие их сознания, чувств и воли, формирование опыта поведения, организацию жизнедеятельности детей.

Убеждение

Заключается в целенаправленном воздействии на психику с сознанием. Взрослые рассказывают, что хорошо, а что – плохо, приводят действенные доводы для объяснения своей позиции. Рассказы сопровождаются доступными для восприятия примерами, чтобы можно было понять суть без сложных фраз.

Читайте также:  О чем говорить с парнем на первом свидании и по переписке

Если малыш не уважает хлеб, разбрасывает его по комнате, то его не бьют и не ругают.

Ребенку просто спокойно рассказывают, что десятки людей потрудились над тем чтобы свежая булочка, оказалась у них дома на столе.

Также подчеркивают, что папа и мама напряженно работали для того, чтобы купить хлеб. Поэтому неуважение к хлебу – это неуважение к родителям, а также к своей семье.

Поощрение и наказание: за и против

Следующие два приема являются наиболее обсуждаемыми, это две стороны одной медали, которую называют воспитанием. Остановимся подробнее на использовании тактики кнута с пряником в различных комбинациях.

Таблица 1:

Методы стимулирования поведения и деятельности
Поощрение (похвала, благодарность, признательность, одобрение положительного поступка, доброжелательный контакт глаз, физический контакт: поглаживание, обнимание, прижимание к груди, усаживание на колени, пожимание руки и др., поручение задания, подарки, материальное и денежное вознаграждение)
Наказание (замечание, предупреждение, отсроченная беседа, отсрочка исполнения обещанного, отмена исполнения обещанного, отказ выполнить просьбу, лишение привычных развлечений, постановка на время в угол, оставление на время в отдельной комнате, усаживание на время в кресло, на диван, на колени и др.)
Прощение
Соревнование (побуждение)

Читайте еще:  Цели и задачи воспитания в семье

Поощрение

Это высочайшее искусство процесса воспитания, в зависимости от приемов и методики оно может как навредить, так и поспособствовать лучшему развитию.

Источник: https://vospitanie.guru/semejnoe/metody-3

Принципы и методы воспитания детей в семье

В теории и практике семейного воспитания проблема принципов и методов является одной из наиболее сложных и спорных тем.

Вместе с тем, чтобы уверенно строить процесс воспитания, прогнозировать искомый результат, принимать верные решения, родитель должен знать принципы и владеть методами воспитания детей в семье.

Принципы воспитания — это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса (И. Подласый).

Основные принципы семейного воспитания (по И.Шилову)

  • · Альтруизм;
  • · Безопасность;
  • · Единство.

Атмосфера альтруизма — это ведущее условие успешного становления личности в семье.

Проявляется в гуманном строе жизни семьи, во взаимной заботе, любви и привязанности, взаимопомощи, сочувствии, внимании и сопереживании членов семьи; в готовности пожертвовать своим временем, покоем, энергией, интересами ради ближнего; в испытании чувства удовлетворения от забот о ближнем.

Создание такой атмосферы в семье формирует у ребенка чувство защищенности, повышает уверенность в себе и своей ценности, формирует позитивный образ Я, создает опыт гуманных отношений с окружающим миром. Такая атмосфера особенно важна от 0 до 1,2.

Принцип безопасности базируется на естественной озабоченности родителей охраной и защитой физического, психического, эмоционально-нравственного и социального здоровья ребенка.

Проявляется в ограждении ребенка от ущербного действия окружающего мира. Включает систему упорядоченных эмоциональных контактов с ребенком, режим экологически чистого питания, обучение осторожному обращению с предметами, ответственному отношению к окружающему миру.

  • Соблюдение этого принципа воспитывает самоохранное поведение, обеспечивает защиту ребенка от эмоциональных перегрузок, охраняет от развития у ребенка чувства тревожности, недоверия к окружающим, от комплексов неполноценности и незащищенности, помогает успешно осваивать окружающий мир.
  • Принцип единства исходит из заботы родителей о целостном развитии ребенка, гармоничном созидании тела, души и ума.
  • Предполагает согласованное исполнение ролей матери и отца, координацию усилий семьи и детского сада; включение ребенка в физическую, бытовую, трудовую, коммуникативную, познавательную деятельность в семье; сочетание прав и обязанностей, свободы и ответственности ребенка, созвучие индивидуальных и коллективных ценностей.
  • Соблюдение данного принципа способствует успешной интеграции ребенка в социум, гармоничной самореализации, развивает гуманистическую потребность жить для себя и одновременно жить рядом с другими.
  • Исходя из принципов воспитания, в зарубежной и отечественной педагогике выделяют правила семейного воспитания.
  • · возложение на ребенка лучших надежд, вера в лучшее в ребенке, опора на положительное в нем (Квинтилиан);
  • · осознание того, что ребенок не является собственностью родителей;
  • · принятие ребенка как данность, таким, каков он есть (каждый ребенок представляет собой уникальное сочетание характерных особенностей, определяемых полом, телосложением, темпераментом, характером, интеллектом и стилем воспитания. Для реализации своего внутреннего потенциала им необходимо, чтобы родители принимали их такими, как они есть);
  • · удовлетворение потребности ребенка в любви (Потребность в любви является главной потребностью ребенка);
  • · недопущение сравнения ребенка с кем-либо;
  • · уважение ребенка, доверие ему;
  • · сохранение и развитие индивидуальности ребенка, его задатков, интересов;
  • · развитие достоинства ребенка;
  • · ненасильственное воспитание;
  • · избегание нотаций, споров с ребенком;
  • · не бояться признать свою вину перед ребенком (Детям не нужны безупречные родители; им нужны родители, которые делают все, что могут, и берут на себя ответственность за свои ошибки. Ошибаться — нормально. Извиниться позже очень важно.);
  • · проводить с ребенком какое-то время наедине каждый день;
  • · уметь говорить «нет», не бояться ребенка (Родитель должен уметь без стеснения отказывать ребенку. Детям нужен сильный лидер.);
  • · понимать, что в любых проступках ребенка следует винить, прежде всего, себя;
  • · постоянно учиться воспитывать детей;
  • · самим жить полной жизнью, быть внимательными к себе, делать себе периодически приятное, уделять время удовлетворению собственных потребностей и др.

В отечественных и зарубежных психолого-педагогических исследованиях отсутствует единое определение метода воспитания. Наиболее приемлемым, на наш взгляд, является определение методов семейного воспитания, предложенное В.В.Чечетом. Под методами семейного воспитания он понимает способы воспитательных взаимодействий родителей с детьми с целью решения задач воспитания.

Методы семейного воспитания отличаются от методов воспитания в общественных учреждениях по своему многообразию и по содержанию (психологической сущности). В семейных методах воспитания наблюдается больше естественности, мягкости, терпимости, обращенности к конкретному ребенку; семья учит ребенка делом, примером.

К методам семейного воспитания относятся:

  • 1) информационно-символические (имя, жесты, мимика, обсуждение, оценка событий);
  • 2) разъяснительно-распорядительные (беседа, рассказ, внушение, требование, приказ, запрет, осуждение);
  • 3) стимулирующе-побудительные (пример взрослых, похвала, поощрение, сочувствие, наказание);
  • 4) действенно-практические (помощь сотрудничество, нравственная деятельность).

В практике семейного воспитания наиболее распространенными методами воздействия на детей являются поощрение (одобрение) и наказание (осуждение). Действия ребенка немедленно вызывают реакцию близких.

Эта оценочная реакция немаловажна для ребенка, пока еще слабого и беззащитного. Его психическое состояние целиком зависит от отношения к нему взрослых.

И он пытается выстроить поведение так, чтобы заслужить одобрение, подтверждение любви к нему.

Психологической основой этих методов являются те внутренние противоречия и переживания, которые возникают у ребенка при их применении. При одобрении ребенок переживает чувство удовлетворения.

Это стимулирует его к улучшению своего поведения, вызывает прилив бодрости и энергии и укрепляет уверенность в дальнейшем росте.

Метод осуждения вызывает отрицательные внутренние переживания, что побуждает ребенка обдумывать свое поведение, сдерживать нежелательные поступки.

Поощрение- стимулирование положительных проявлений личности с помощью высокой оценки ее поступков, порождения чувства удовольствия и радости от сознания признания усилий и стараний личности.

Можно выделить два вида поощрений:

  • · материальные
  • · психологические

К приемам материального поощрения относятся: подарок, игрушка, награда, сладость, вознаграждение, в том числе и деньгами.

К приемам психологического поощрения относятся:

  • · поощрение словом (похвала, одобрение, восхищение, благодарность, сопереживание, сочувствие, сострадание, обращение к ребенку с восторгом и в превосходной степени, похвала в присутствии других, авансирование, доверие и др.);
  • · контактное (ласковое прикосновение, пожатие руки, поцелуи и пр.);
  • · бесконтактное (жест, мимика, взгляд).

Педагоги и родители должны иметь представление о психотравмирующих, недопустимых методах воспитания: физическое воздействие, речевая агрессия, лишение пищи, питья, унижение, уличение, обзывание, осуждение с привлечением общественного мнения детей, грубость, запугивание, насмешки и т.п.

Большой осторожности требует метод сепарационных наказаний, когда ребенка лишают части родительской любви, метод запрета.

Ведущим методом семейного воспитания должен быть метод поощрения, в основе которого лежит любовь и взаимопонимание и который обеспечивает ребенку атмосферу покоя, тепла и сердечности.

Средствами, которыми обеспечивается этот метод, являются одобрение, похвала, признание, симпатия, сопереживание, сочувствие, сострадание, улыбка, восхищение, любовь, ласка, терпение, прощение, шутка и пр.

Доля гуманных, ненасильственных методов воспитания в семье должна быть хотя бы в 3 раза больше, чем методов наказания (А. Баркан).

Наказание — другой наиболее распространенный метод воздействия на ребенка в семье. В педагогике издавна ведется полемика о том, являются ли наказания необходимыми при воспитании детей.

Смысл наказания — помочь ребенку осознать свой поступок, вызвать чувство раскаяния. Наказание — это не столько действие со стороны взрослого, сколько то, что переживает наказываемый ребенок.

С психологической точки зрения наказание — хорошо известное каждому человеку неприятное, давящее чувство стыда и унижения, от которого хочется скорее избавиться и никогда больше не переживать. Эти чувства связываются с совершенными проступками и обесценивают их, гасят желание их повторить.

Если ребенок не чувствует свою вину, не осознает, что он неким образом нарушил хорошие взаимоотношения с близкими людьми, наказание будет восприниматься как акт насилия, вызовет лишь обиду, зависть, злость против того, кто это совершает.

У многих родителей слово «наказание» ассоциируется с жестокостью, безжалостностью и возмездием. Поэтому некоторые родители предпочитают не наказывать своих детей. Но без применения наказания воспитать невозможно!

Существует три вида наказаний:

  • · Психологические
  • · Физические
  • · Наказание по типу естественных последствий
  1. К приемам психологического наказания относятся: крик, брань, упрек, угрозы, изменение отношения, лишение чего-либо приятного, ограничение в правах, лишение доверия, выговор, замечание, осуждение, ирония, предание поступка гласности, «бойкот молчанием» и др.
  2. Приемами физического наказания являются: шлепки, удары руками, пинки, таскание за волосы или уши, удары ремнем или другими предметами, подзатыльники, пощечины, запирание в кладовке или подвале, стояние в углу, лишение еды и питья и др.
  3. Приемом наказания по типу естественных последствий является исправление допущенного промаха.
  4. Наказание следует расценивать как насилие, если оно причиняет ущерб здоровью — физическому или психическому.
  5. Недопустимыми считаются:
  • · Физическая агрессия (избиение детей, запирание в темной комнате и т.п.);
  • · Вербальная агрессия (крик, брань, оскорбления, нотации, угрозы, обидные прозвища, высмеивание, запугивание);
  • · Сепарационные наказания (сепаратизм — стремление к отделению, обособлению) — отвержение, «бойкот молчанием»;
  • · Лишения (свободы, пищи, питья, необходимого);
  • · Наказание трудом.

Допустимыми наказаниями ученые называют: замечание, выговор, порицание, сдержанно-холодное отношение, лишение удовольствий, лишение доверия, нравоучительную беседу, подшучивание (не унижающее достоинства ребенка) и др.

Источник: https://studwood.ru/1857311/pedagogika/printsipy_metody_vospitaniya_detey_seme

Методы воспитания детей в семье / Mama66.ru

Как правильно воспитывать детей? Этот вопрос волнует многих родителей. В исключение можно занести только безответственные и безалаберные семьи.

Важно не только правильно воспитывать, но и подобрать подходящий метод для этого. Ну а что уж говорить о проблемах, которые возникают в процессе воспитания? Далее — о методах воспитания и возможных трудностях.

Способы воспитания детей

Отличий методов воспитания ребенка в семье от педагогических мер немного, но есть у них и свои особенности. Поэтому нужно учитывать индивидуальность влияния родителей на детей. Оно должно исходить из конкретных поступков. Родители должны осознавать цель воспитания, иметь представление о нем, чтобы сформировать развитую личность.

Главным для ребенка является теплая атмосфера в семье. Поэтому родителям следует меньше выражать свои негативные эмоции при детях. Если ребенок ослушался, не стоит сразу повышать голос и применять силу.

Приоритеты воспитания играют немаловажную роль в выборе определенного метода. Есть родители, которые хотят воспитать самостоятельность в ребенке, и для них существуют свои способы воспитания. Другие стараются выработать у малыша послушание, поэтому и используют свои методы в достижении этой цели.

К общим методам воспитания ребенка в семье можно отнести поощрение, убеждение и наказание. Первый способ заключается в дарении подарков, похвале за хорошее действие или поступок и т. п. Убеждение строится на внушении, личном примере, правильных советах, объяснении плохого и хорошего. Третий метод — наказание — подразумевает телесное наказание, лишение удовольствий и т. п.

Даже если вам кажется, что вы выбрали правильный способ, не исключены трудности. Так, например, в состоятельных семьях чаще всего наблюдается привитие ребенку ценностей, которые называются материальными. Родители бездуховные не смогут подать правильный пример своим детям.

Если взрослые строго авторитарные или совсем не наказывают своего ребенка, то они не смогут воспитать правильную личность. Давление на психику детей и применение физической силы тоже не приведут ни к чему хорошему.

Поэтому к выбору метода воспитания относитесь со всей ответственностью, ведь он скажется на личности вашего ребенка.

Убеждение как способ воспитания

На сознание ребенка можно воздействовать с помощью убеждения. Оно позволяет формировать взгляды посредством познания фактов жизни. Эти представления либо закрепляются в сознании ребенка, либо он познает новое и расширяет свое мировоззрение.

Сформировать определенные взгляды родители могут, воспользовавшись диалогом. Эта форма убеждения насыщена полезной информацией, которая передается от взрослого к ребенку. С помощью диалога можно не только пообщаться, но и воспитать детей в правильном контексте.

Ещё одной формой убеждения является диспут. Ребенок и взрослый всегда могут поспорить на тему, волнующую их. Столкновение различных мнений помогает приобрести новые знания и видение мира.

Через диспут можно решить некоторые воспитательные задачи. Дети учатся защищать своё мнение, анализировать факты, убеждать людей. Диспут должен проходить в игровой форме.

Это ни в коем случае не обычная бытовая ссора.

При этом нельзя применять в воспитании исключительно метод убеждения. Это неправильно. Уместнее всего использовать его вместе с приучением. Убеждение будет эффективнее, если ребенок будет уверен в эрудиции родителя.

Повторение основ поведения

Метод упражнения — это не только постоянное повторение, но и совершенствование способов поведения. Реализовать его можно через поручение. С помощью этого метода дети не только получают опыт, но и расширяют его.

Читайте также:  Поздравление директора с днем рождения от коллектива

Эффект от упражнения достигается довольно долго. Для более эффективного воздействия на ребенка лучше всего использовать его вместе с убеждением. Коллективные дела, используемые в упражнении, будут действительно увлекательными для детей, если объяснить им цель даваемых поручений.

Также ребенку нужно помочь найти то дело, которое ему по душе. Дети учатся преодолевать трудности и доводить поручение до конца. Хорошо знать мотивы, по которым ребенок идет выполнять то или иное задание. Это поможет дать правильное поручение и достичь воспитательных целей.

Чтобы правильно организовать упражнение, следует сначала давать более легкие поручения, а затем переходить к сложным задачам. Результат, полученный в конце, должен радовать ребенка. Осознание личного успеха мотивирует его на выполнение новых поручений.

Метод упражнения включает в себя пример. Он осуществляется с помощью просмотра различных фильмов, приведения фактов из жизни, чтения книг и т. п.

Но личный пример родителей имеет самое важное значение. Ребенок строит своё поведение, подражая взрослым, так как у него ещё недостаточно опыта для самостоятельного выстраивания своих действий.

Так ребенок формирует правильное поведение либо асоциальное.

Сначала у малыша появляется представления о поступках, про которые он услышал из рассказов других или увидел собственными глазами. У него возникает желание действовать так же. Однако пример и дальнейшее поведение могут и не совпадать.

Затем идет выстраивание своих мыслей, действий и поведения под образец. И, наконец, поведение закрепляется. Важно помнить, что внушение и совет взрослого играют немаловажную роль в выборе правильных подражательных действий.

Наказание и поощрение — два взаимосвязанных метода

Поощрение строится на признании хороших качеств и положительной оценке поведения детей. Противоположным методом является наказание. Оно строится на осуждении плохих поступков, выражении отрицательной оценки. Эти два способа воспитания должны существовать вместе. Их необходимость доказана педагогикой, ведь они закаляют характер и воспитывают достоинство и ответственность.

Злоупотреблять и поощрением, и наказанием нельзя, так как это может привести к развитию эгоистичности. Сначала нужно хвалить ребенка, так как это дает веру в себя. Но не стоит забывать и об осторожности. Не стоит хвалить малыша за то, что дано ему от природы или достигнуто не единожды. Проявление жалости в поощрении тоже неуместно.

Наказание настолько же важно в воспитании, как и одобрение. Но и здесь есть некоторые нюансы. Например, нельзя применять физическую силу или давить морально на личность. При возникновении сомнений лучше избежать наказания.

Если ребенок совершил сразу несколько проступков, наказать его стоит только один раз. Унижать или оскорблять личность неуместно, а уж тем более наказывать, когда прошло много времени с момента совершения плохого поступка.

Если ребенок ест или не может преодолеть страх, наказание тем более неуместно.

Эффективнее всего наказание и поощрение будут в том случае, если применять их совместно с вышеперечисленными методами. Одобрение должно быть ведущей, а осуждение вспомогательной воспитательной мерой.

Это позволяет ориентироваться на лучшие качества ребенка и улучшать их со временем. В обоих методах необходимо проявлять такт и стараться сподвигнуть ребенка к и самооценке своего поведения.

Наказание будет правильным и уместным в том случае, если провинившийся понимает свою вину.

Важность образца для подражания

Положительный пример играет большую роль в формировании личности. Сегодня очень сложно уделять достаточное количество времени своему малышу, но важно помнить о важности личного примера.

Даже если у вас остается мало свободного времени, вы можете показать ребенку правильное поведение, когда ведете его в образовательное учреждение. Так, если вы едете в каком-либо транспорте, то можно уступить место пожилому человеку, показав тем самым пример своему малышу.

Если вы сами находитесь за рулем автомобиля, то можно уступить дорогу пешеходам и т. д.

Своим примером важно показать, как ведет себя воспитанный человек. Ваше поведение дома также влияет на поступки ребенка. Поэтому важно быть вежливым, обходительным и заботливым по отношению к близким. Никакие нотации и разговоры не вызовут у ребенка правильное поведение, если вы сами не умеете себя вести, но учите тому своих детей.

Ребенок считает своих родителей идеалом, поэтому копирует их поведение и слова. Постарайтесь не разочаровать малыша. Работайте над собой, избавьтесь от вредных привычек, если не хотите, чтобы они перешли к вашим детям.

Какие формы воспитания обычно применяют в современных семьях

Каждый родитель решает сам, как ему воспитывать собственных детей. Отсюда и происходит становление основных форм воспитания. В современной семье их не так уж и много.

К первой и самой распространенной форме воспитания детей в семье относится метод «кнута и пряника». Важно помнить, что вплоть до пятилетнего возраста ребенок ещё не осознает до конца значение крика. Поэтому применять его, а также ремень и подзатыльники не следует.

Крик нужен лишь в том случае, когда ребенок находится в ситуации опасности. Более действенной формой воспитания считается угол. А физическое наказание — это лишь доказательство того, что вы не можете по-другому объяснить неправоту ребенка.

Таким образом, малыш не будет чувствовать за собой вины, поэтому важно отвлечься от всех своих дел и объяснить ребенку, в чём он провинился.

Разговор на равных — ещё одна форма воспитания в семье. Сюсюканье и искажение слов может привести к неправильному развитию речи ребенка. Поэтому стоит разговаривать с ним, как со взрослым. С самого детства нужно приучать ребенка самостоятельно есть и одеваться. Не помогайте малышу делать то, что он в силах сделать сам. Иначе вам придется бегать за ним по каждому крику.

В подростковом возрасте тоже существует своя форма воспитания. Не нужно слишком опекать ребенка, однако не стоит лишать его внимания вообще. Лучше всего стать для него другом. Так вы сможете быть в курсе его планов на день, знать, где он гуляет и чем занимается. Важно сохранить доверие подростка к себе.

Подведем итоги

В воспитании детей не так всё сложно, как кажется на первый взгляд. Каждые родители выбирают определенный метод воспитания своих чад.

Но важно помнить, что воспитывать ребенка правильнее, используя весь комплекс способов воздействия на него. Нельзя только поощрять или наказывать, убеждать или применять упражнение, действовать только от личного примера.

Необходимо включить в воспитательный процесс все методы, пользуясь ими в зависимости от ситуации.

Дмитриенко Наталия Ивановна, педагог-психолог

Советы психолога

Советуем почитать: Ребенка укачивает в транспорте? Выбираем средство, которое поможет решить проблему

Источник: https://mama66.ru/child/metody-vospitaniya-rebenka

Семейное воспитание

В статье рассмотрен вопрос о воспитании детей в семье. Статья включает в себя: методы семейного воспитания, цели и задачи. Также затронут вопрос о различных семьях детей.

Что же такое воспитание? Воспитание — это целенаправленный процесс развития личности. Самая важная и особая роль в воспитании детей принадлежит только семье. Семья для ребёнка — это место, где ребёнок родился и основная среда обитания на протяжении всей его жизни.

В семье у ребёнка находятся только самые близкие люди, которые понимают его и принимают таким, какой он есть. В широком смысле слова семья-это особая группа лиц, которая связана между собой не только духовными и материальными ценностями, но и кровно-родственными отношениями.

Семья создаёт у человека понятие дома не как помещения, где он живёт, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают и защищают ребёнка. В семье могут формироваться все личностные качества. Семья — это довольно сложная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, детей между собой [1, с. 85].

В своём исследовании Тайгунова А.И. и Головнева Е.В. подчёркивают «влияние семьи на социализацию личности ребёнка» [6, с. 97].

Семейное воспитание — это систематическое, целенаправленное воздействие на ребёнка взрослых членов семьи и семейного уклада в целом. Семейное воспитание — это очень сложная система.

На семейное воспитание влияет не только такая важная часть, как наследственность, но и биологическое (природное) здоровье как детей, так и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, а также только положительное отношение к ребёнку. Всё это переплетается и в каждом случае проявляется по-разному [2, с. 25]. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, потому что «проводником» семейного воспитания является родительская любовь к детям, которая вызывает ответные чувства детей к своим родителям.

Самая главная, очень важная и общая задача семейного воспитания — это подготовка детей к жизни в уже существующих социальных условиях. Более узкая задача семейного воспитания — это усвоение детьми знаний, умений и навыков, которые необходимы для формирования личности в условиях семьи. По мнению Сулеймановой Ф.М. и Шмаковой Е.В.

, целью семейного воспитания является, безусловно, только формирование качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды и которые могут, к большому сожалению, встретиться на жизненном пути каждого ребёнка. Счастье детей зависит как от семьи, так и от родителей детей.

Именно родители — это первые воспитатели в жизни каждого маленького человечка, ведь только они имеют самое сильное влияние на своих детей, они знают все повадки своего чада, поведение и даже могут предвидеть заранее неприятную ситуацию, в которую может попасть их ребёнок и, соответственно, её успеть вовремя предотвратить.

Жан Жак Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребёнка меньшее влияние, чем предыдущий [5, с. 9].

Ребёнок, который недополучил родительской любви на протяжении всего «счастливого» детства обязательно, к очень большому сожалению, вырастает недоброжелательным, озлобленным на весь мир, чёрствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе сверстников, а иногда даже замкнутым, неприкаянным и даже чрезмерно застенчивым, что в будущем может очень отрицательно повлиять на жизнь ребёнка. Ребёнок, который вырос в атмосфере чрезмерной любви, ласки, заботы, благоговения и почитания, маленький человечек рано развивает в себе черты эгоизма, изнеженности, избалованности, зазнайства, лицемерия, что тоже может сказаться отрицательно во взрослой жизни ребёнка.

Если в семье нет ни гармонии, ни чувств, то в таких семьях развитие ребёнка осложняется и семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности. Первой и основной задачей родителей является создание у ребёнка уверенности в том, что его любят и о нём заботятся.

Никогда и ни при каких условиях у ребёнка не должно возникать сомнений в родительской любви.

Самая естественная и необходимая из всех обязанностей родителей — это относиться к ребёнку в любом возрасте с любовью, пониманием, заботой, лаской и внимательностью, ведь это никогда не повредит в любом возрасте растущего человека.

Существенная характеристика диалогичного воспитывающего общения заключается в установлении равенства позиций ребёнка и взрослого. Семья заметно влияет на процессы и результаты становления личности и именно семье должны уделять первостепенное знание правильного воспитательного воздействия.

Методы воспитания детей в семье — это те пути, при помощи которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение их же детей. Методы семейного воспитания несут яркий отпечаток личности родителей и, вероятно, неотделимы от них. Сколько родителей — столько и различных методов воспитания детей существует.

Основные и важные методы семейного воспитания:

  1. убеждение (объяснение, внушение, совет);
  2. личный пример (родителя, старшего поколения);
  3. поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива);
  4. наказание (лишение каких-либо удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания).

Контроль за негативными родительскими оценками ребёнка необходим ещё потому что весьма часто за родительским осуждением стоит недовольство собственным поведением, раздражительность или усталость, которые возникли совсем по иным поводам.

За негативной оценкой всегда стоит эмоция осуждения и гнева. Принятие даёт возможность проникновения в мир глубоко личностных переживаний детей, появление ростков «соучастия сердца».

Печаль, но не гнев, сочувствие, но не мстительность — именно таковы эмоции тех понимающих родителей, которые истинно любят своих детей [3, с. 70].

Цель семейного воспитания — это формирование таких качеств личности у ребёнка, которые помогут достойно преодолевать трудности и преграды, которые могут встретятся на жизненном пути малыша на протяжении всей его жизни.

Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, также нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура, также большое влияние имеет физическое здоровье детей, их счастье — всё это зависит, безусловно, от семьи, в которой воспитывается ребёнок, от родителей, и всё это составляет задачи семейного воспитания. А выбор методов воспитания — это приоритет родителей. Чем правильнее методы, тем лучше ребёнку, тем больших результатов он добьется. Именно родители — первые воспитатели. Они имеют колоссальное влияние на детей. Ещё Жан-Жак Руссо утверждал, что каждый последующий преподаватель оказывает меньшее влияние на ребёнка, чем предыдущий.

Таким образом, семейное воспитание играет главную роль в процессе развития личности.

Источник: https://novainfo.ru/article/13026

Медианар «Методы семейного воспитания как основа становления гармонично развитой личности ребёнка»

Методы семейного воспитания как основа становления гармонично развитой личности ребёнка

Семья как социальный институт выполняет в обществе уникальные функции, поскольку обеспечивает своим членам экономическую и социальную безопасность, духовную общность и является основной ячейкой развития и социализации детей. Повышение воспитательного потенциала семьи, педагогической культуры родителей содействует развитию всех ее членов.

В то же время очень важным аспектом семьи являются отношения между родителями и детьми, которые принято называть стилем семейного воспитания. От стиля семейного воспитания в значительной мере зависит психическое и общее развитие ребенка.

Знание основных стилей семейного воспитания поможет родителям скоординировать свои воспитательные воздействия и, возможно, избежать ряда серьезных проблем.

Читайте также:  Поздравления красивые подруге с днем рождения

Влияние типа воспитания на поведение ребенка, формирование его личностных особенностей очень существенно: от условий воспитания в семье зависит адекватность или неадекватность поведения ребенка. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка или ставят перед ним завышенные задачи.

Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. Неадекватность также может проявляться вследствие завышенной самооценки. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят за мелочи, а за достижения дарят подарки. Таким образом ребенок привыкает к материальному вознаграждению.

Наказывают ребенка очень редко, в семье система требований очень мягкая.

Рассмотрим основные методы неправильного воспитания.

Воспитание по типу Золушки, когда родители чрезмерно придирчиво, враждебно или недоброжелательно относятся к своему ребенку, предъявляя к нему повышенные требования, не давая ему нужной ласки и теплоты.

Обостренно переживая несправедливое отношение родителей, они нередко много фантазируют, мечтая о сказочном и необыкновенном случае, который избавит их от всех сложностей жизни. Вместо того чтобы активно относится к жизни, они уходят в мир фантазий.

Воспитание по типу кумира семьи. Выполняются все требования и малейшие капризы ребенка, жизнь семьи крутится только вокруг его желаний и прихотей.

Дети растут своевольными, упрямыми, не признающими запретов, не понимающими ограниченности материальных и иных возможностей родителей.

Эгоизм, безответственность, неспособность отстрочить получение удовольствия, потребительское отношение к окружающим – вот следствия такого уродливого воспитания.

Воспитание по типу гиперопеки. Ребенок лишен самостоятельности, его инициатива подавлена, возможности не развиваются. Многие из таких детей с годами становятся нерешительными, слабовольными, неприспособленными к жизни, они привыкли, что за них все делают.

Воспитание по типу гипоопеки. Ребенок предоставлен сам себе, никем не контролируется, никто не формирует в нем навыки социальной жизни, не обучает пониманию «что такое хорошо, а что такое плохо».

Конечно же, приемлемых методов воспитания, дающих позитивный результат намного больше. К основным из них можно отнести следующие.

Убеждение. Убеждение – метод, при котором воспитатель обращается к сознанию и чувствам детей. Пользоваться им надо осторожно, вдумчиво, помнить, что убеждает каждое слово, даже случайно оброненное.

Родители, умудренные опытом семейного воспитания, отличаются именно тем, что без окрика и паники умеют предъявлять требования к детям. Одна фраза, сказанная в нужный момент может оказаться более действенной, чем урок морали. Словесное убеждение – далеко не единственное средство убеждения.

Убеждают и книга, и кинофильм, и радио, по-своему убеждают живопись и музыка, которые, как и все виды искусства, посредством воздействия на чувства учат жить «по законам красоты». Большую роль в убеждении играет хороший пример. И здесь огромное значение имеет поведение самих родителей.

Дети, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, склонны подражать как хорошим, так и плохим поступкам. Как ведут себя родители, так приучаются вести себя и дети.

Требование. Без требований нет воспитания. Уже к дошкольнику родители предъявляют совершенно определенные и категорические требования. Предъявлять требования необходимо с самого раннего возраста, постепенно увеличивая их круг, усложняя обязанности ребенка.

Родители должны осуществлять не только постоянный контроль, но оказывать помощь и поддержку. В практике воспитания детей часто имеют место излишние разглагольствования и пустые разговоры.

Отдавая распоряжения, запрещая что-нибудь, не всегда надо долго объяснять и доказывать, — разъяснять необходимо только то, что действительно непонятно.

Распоряжение– главная форма предъявления требований к детям. Его следует отдавать категорическим, но в то же время спокойным, уравновешенным тоном. Родители при этом не должны нервничать, кричать, злиться. Данное задание должно быть посильным для ребенка.

Если перед ребенком поставлена чрезмерно сложная задача, то ясно, что она не будет выполнена. Это создает благоприятную почву для воспитания опыта непослушания.

Родителям следует помнить, что если один из них далраспоряжение или запретил что-либо, то второй не должен ни отменять, ни разрешать то, что запретил первый.

Поощрение. Чаще всего мы используем такие методы поощрения как одобрение и похвала. Одобрение широко применяется в практике семейного воспитания.

Одобрительное замечание – это еще не похвала, а просто подтверждение, что сделано хорошо, правильно.

Человек, у которого правильное поведение еще только формируется, очень нуждается в одобрении, потому что оно является подтверждением правильности его действий, поведения. На одобрительные замечания и жесты не с следует скупиться.

Похвала это выражение удовлетворения определенными действиями, поступками воспитанника. Как и одобрение, она не должна быть многословной, но иногда одного слова «Молодец!» все-таки недостаточно.

Выбирая меры поощрения, нужно учитывать возраст, индивидуальные особенности, степень воспитанности, а также характер действий, поступков, которые являются основанием для поощрения. Родителям следует помнить, что чрезмерное захваливание также очень вредно.

Наказание. Наказание — это способ дополнительной мотивации через ограничения в чем-либо. Родителям не следует использовать наказание какспособ выпустить пар или выместить злость. Наказывая ребенка таким образом, можно научить его врать и изворачиваться.

Определим педагогические требования к применению наказания:

  • уважение к детям: родитель, наказывая ребенка должен проявлять к нему уважение и такт;
  • последовательность в действиях: на эффективность наказания влияет отсутствие закономерности в выборе их формы и степени серьезности, также сила, эффективность наказаний значительно снижаются, если они применяются часто и по незначительным поводам, поэтому не следует быть расточительными на наказания.
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей, уровня воспитанности: за одинаковый поступок, например, за грубость к старшим, нельзя одинаково наказывать младшего школьника и юношу, того, кто допустил грубую выходку по недопониманию, и кто сделал это преднамеренно;
  • справедливость в наказании: нельзя наказывать «сгоряча». Прежде чем наложить взыскание, надо выяснить причины и мотивы поступка, т.к. несправедливые наказания озлобляют, дезориентируют детей, резко ухудшают их отношение к родителям;
  • умеренные наказания: можно понять желание наказывать в соответствии с проступком, но не в условиях формирования поведения. Если ребенок пришел домой позже установленного времени, и вы хотите забрать у него сотовый телефон, но не можете определить, на какое время: одну-две недели или только на пару дней. Очень часть родителям кажется, что пара дней представляется слишком мягкой карой. Однако именно пара дней окажет максимальное воздействие на формирование желательного поведения. Больший срок не будет лучшим наказанием и может спровоцировать нежелательные побочные эффекты. Умеренное наказание не потеряет своей силы, когда сравнивается с позитивным подкреплением;
  • твердость в решении: если наказание объявлено, то его не следует отменять, за исключением случаев, когда выясняется его несправедливость;
  • коллективный характер наказания: в воспитании ребенка принимают участие все члены семьи. Наказание, наложенное одним из ее членов, не отменяется другим.

Таким образом, чтобы сформировать у ребенка адекватное представление о себе и своих возможностях, нужна гибкая система наказания и похвалы.

В семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает.

Дети с заниженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, – бесконтрольность, следствие равнодушия родителей к детям и друг к другу.

И все же возникновение проблемных ситуаций в процессе семейного воспитания практически неизбежно. Перечислим часто встречающиеся поведенческие нарушения и методы их преодоления.

Капризы. Даже самые мягкие, самые послушные и спокойные дети иногда капризничают. И делают это в любом возрасте. Чем болезненнее ребёнок воспринимает отказ ему в чём-либо, тем более он склонен к капризам. Наиболее частая причина, из-за которой капризы повторяются, – наша неверная реакция на них.

Как же нужно лечить капризы?

  • Как только ребёнок начинает капризничать, откройте ему свои объятия, уверьте его в своей любви и постарайтесь отвлечь от каприза. Однако не вознаграждайте малыша ничем.
  • Если вам не удалось это сделать, оставьте ребёнка в покое, не обращайте на него внимание, дайте ему отвести душу, но не принимайте в этом участия.
  • Самые эффективные способы лечения капризов те, которые «разоружают» ребёнка, вынуждают понять, что вы никогда не относитесь всерьёз к его причудам. Оставайтесь спокойными к его поведению, что бы он ни делал.

Непослушание. Надежный единственный способ «вылечить» непослушание – считать его проявлением несчастья. Прежде всего, нужно постараться понять, что именно вынуждает детей не слушаться.

Ребёнок становится непослушным, когда родителям не удаётся уравновесить своё недовольство со своим одобрением.

Если ребёнок ощущает наше нерасположение к нему, никакие упрёки и наказания, даже более ужесточённые, ни к чему не приведут.

Упрямство. Довольно часто родителям приходится сталкиваться с упрямством детей, когда они отвергают все авторитеты и ни за какие блага не желают слушаться старших.

Если упрямство – явление повседневное, то, по-видимому, серьёзно нарушены взаимоотношения родителей с ребёнком. Очень упрямые дети обычно не сразу становятся такими, а постепенно, в силу многих причин.

В таком случае нужно подумать об улучшении взаимоотношений с ребёнком, сделать так, чтобы он мог увидеть в родителях людей, которые всегда готовы поддержать его, всегда интересуются его жизнью, дорожат добрыми отношениями с ним.

Однако не следует забывать, что родители настаивают на своем мнении, потому что имеют больший, нежели у малыша опыт. В таких случаях с ребёнком надо говорить твердо, не взрываясь от гнева, не обнаруживая своё плохое настроение. Твёрдость иной раз полезнее ласки.

Воровство относительно редкое явление среди маленьких детей, но и оно составляет проблемы хотя бы потому, что ребенок еще не имеет никакого понятия о собственности.

Он знает разницу между «иметь» и «не иметь», у него есть желания, он может испытывать зависть. Это один из симптомов самоутверждения ребенка в жизни. Очень важно, чтобы между родителями и детьми сложились добрые отношения.

Только тогда удастся внушить ребенку представление об истинной порядочности и честности.

Лживость. Большинство родителей вскипает гневом, когда уличает ребенка во лжи, при этом взрослые в это время, как правило, оказываются бессильными что-либо предпринять.

Поэтому из всех способов пресечь подобное явление самый бесполезный и наименее рекомендуемый – это запугать детей.

Следует быть готовым к тому, что рано или поздно это случится, давайте разберемся, когда и почему ребенок лжет.

Четыре основные причины, почему дети лгут:

  • чтобы добиться родительской похвалы или проявления любви;
  • чтобы скрыть свою вину;
  • чтобы избежать наказания;
  • чтобы выразить свою враждебность к родителям.

Первое, что необходимо сделать, чтобы отучить ребенка лгать, – постараться успокоить его, сделать так, чтобы он не испытывал никакой потребности говорить неправду. Также следует пересмотреть характер взаимоотношений родителей и ребёнка. Чем лучше будет ребёнок чувствовать себя в обществе взрослых, тем реже у него будет возникать потребность скрывать правду.

Агрессивность. Агрессивность имеет свои положительные и отрицательные, болезненные и здоровые стороны.

Она может проявляться в предприимчивости и активности или, напротив, в непослушании, сопротивлении. Важно поощрять развитие положительных сторон агрессивности и препятствовать ее отрицательным чертам.

Для этого необходимо понять ее природу и происхождение.

Агрессия по своей сути – это реакция борьбы. Она складывается из неудовлетворительности, протеста, злости и явного насилия, возникает при попытке ребёнка изменить положение вещей. Лучший способ избежать чрезмерной агрессивности в ребёнке – проявлять к нему любовь. Нет малыша, который, чувствуя себя любимым, был бы агрессивным.

Чрезмерная робость нередко возникает у детей, особенно в присутствии взрослых или среди незнакомых ребят. Они начинают стесняться, смущаться и выглядят более заторможенными, чем обычно. В крайних случаях ребёнок заранее показывает свой страх: слезами и криками протестует против визита к врачу или не желает идти в гости.

Чаще робость проявляется спонтанно. Дети становятся робкими после того, как их напугали взрослые хотя бы один раз. Каждый раз, когда родители требуют от детей чего-то, чего они не понимают или не в силах сделать, они оставляют в их сознании негативный след. Дети пугаются уже того, что не способны выполнить просьбу родителей и боятся утратить их любовь.

Лучший способ устранить робость – постараться избегать проявлений недовольства. Как только ребёнок поймет, что может положиться на родителей, он почувствует себя спокойнее и с другими людьми.

Эмоциональная неуравновешенность. Дети гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огорчить и обидеть, так как они почти совсем еще не знают себя и не умеют владеть собой.

Подобное поведение детей совершенно нормально. Ребенок может быть сегодня спокойным и задумчивым либо капризным и хнычущим, а назавтра – живым и веселым.

Если ребенок очень долго находится в подавленном состоянии или с ним происходят резкие и неожиданные перемены, лучше обратиться за советом к психологу.

Воспитание — это не просто передача готовых знаний, умений, навыков и стиля поведения, а это постоянный диалог взрослого с ребенком, в процессе которого ребенок все в большей мере осваивает способность к принятию самостоятельных решений, что поможет ему стать полноправным членом общества, наполнит его жизнь смыслом. Надеемся, что обозначенные нами основные характеристики различных типов семейного воспитания, наиболее частые поведенческие нарушения детей и предложения по их преодолению помогут нормализации отношений в семье.

Литература

1. Богословская В.С. В кругу семьи рождается душа. – Мн., 2001.

2.Куровская С.Н. Традиции в семейном воспитании детей // Праблемы выхавання. 2005, № 5.

3. Плахова Т.В. «Ты – семьянин» – Мн., 2006 г.

4. Классификация стилей воспитания / режим доступа: https://studme.org/53441/sotsiologiya/klassifikatsiya_stiley_vospitaniya

5. Почему детеныш не командует стаей, или как неправильным воспитанием не испортить ребенку жизнь / режим доступа: https://24health.by/pochemu-detenysh-ne-komanduet-…

Источник: https://znanio.ru/medianar/103/

Ссылка на основную публикацию